Проанализировав опыт составления таких документов, мы можем предложить чек-лист для составления действительно хорошего, рабочего бизнес плана вашего бизнеса. Итак, основные критерии:
- Документ должен содержать максимально простые и ясные формулировки всех целей, задач и принципов работы.
- Объем должен быть не более 20 – 25 страниц машинописного текста.
- План должен содержать всю основную информацию о проекте. После знакомства с бизнес планом у сотрудника или инвестора должно возникать минимум вопросов.
- Цели и показатели в плане должны опираться на реальные факты, обоснованные гипотезы.
- План должен быть комплексным, охватывать все основные сферы деятельности компании (маркетинг, производство, продажи, менеджмент, финансы, управление рисками).
- Важно, чтобы документ позволял разработать на его основе новые планы, с сохранением общего стратегического вектора развития компании.
- Правильно разработанный план открывает возможности для контроля процессов, содержит четкие сроки выполнения всех задач, достижения стратегических целей, количественные показатели развития бизнеса.
Структура бизнес плана может серьезно отличаться в зависимости от целей составления и отрасли, в которой работает компания. Кроме этого существует несколько разных международных стандартов оформления бизнес-плана. Мы рекомендуем ориентироваться на формат и стандарт максимально привычный для инвестора.
Более подробно мы разберем один из стандартов, разработанный и принятый ЕБРР.